Замена тормозной жидкости своими руками: зачем и как часто
При покупке автомобиля в салоне, владельцу предоставляется сервисная книжка, с которой, впоследствии, проходят техосмотр. В нее заносятся данные о транспортном средстве и памятка для водителей. В ней указано, что замена тормозной жидкости должна производиться обязательно. Это первая заповедь водителя или владельца автомобиля. Но они пренебрегают правилом, предпочитая просто доливать жидкость, не производя замены.
Содержание
- 1 Как часто менять тормозную жидкость
- 2 Почему тормозная жидкость нуждается в замене
- 3 Когда требуется замена тормозной жидкости
- 4 Как проверить, нужно ли менять тормозную жидкость
- 5 Сколько тормозной жидкости требуется для замены
- 6 Какая тормозная жидкость подходит для авто
- 7 Замена тормозной жидкости с АБС и без
- 8 Поэтапная схема, как поменять тормозную жидкость
Как часто менять тормозную жидкость
Процедура проводится 1 раз в 2 года. Несложные действия, которые владелец может осуществить самостоятельно. Есть еще одна формула, взятая за основу. Периодичность замены тормозной жидкости производится при пробеге в 30-40 тысяч км.
Почему тормозная жидкость нуждается в замене
Средняя температура нагрева тормозной жидкости +150°С в городских условиях. Температурой кипения являются показатели +205°С или +265°С в зависимости от марки транспорта. Тормозная жидкость в процессе эксплуатации поглощает воду. Если процент лишней жидкости составит 2-3%, то температурой кипения становится уже температурой нагрева. То есть, она закипает уже при +150°С вместо +205°С. Это приводит к неисправности работы тормозов. Педаль начинает проваливаться, срабатывать не сразу, что чревато аварийными ситуациями. Вот почему так важно менять тормозную жидкость надо на основе рекомендаций производителя.
Как же вода попадает в тормозную жидкость
Тормозная система герметизирована. Откуда появляется вода? Тормозная жидкость постоянно разогревается, что сопровождается расширяющим действием. Зимой бачок, где она находится, снаружи замерзает. Чтобы выровнять давление разогретой жидкости и холодной емкости, вентиль впускает холодный воздух, из которого выделяются капли воды (конденсат).
Когда требуется замена тормозной жидкости
О необходимости замены тормозной жидкости раз в два года было сказано выше. Есть еще 3 случая, когда процедуру надо производить вне зависимости от пробега:
- Если автомобилем не пользовались 1-2 года, и он неподвижно стоял в гараже
- Во время ремонта механизмов могла произойти разгерметизация
- Если тормозная жидкость загрязнилась или переувлажнена.
Как проверить, нужно ли менять тормозную жидкость
Перед заменой тормозной жидкости можно проверить качественный состав, чтобы понять необходимость процедуры. Для этого берем электронный тестер и замеряем температуру рабочей тормозной жидкости. Градации эффективности таковы:
- +175°С и выше — все в порядке, ничего не надо делать
- +165°С — еще терпимо, но в скором времени замена потребуется
- +150°С — срочно требуется замена.
Сколько тормозной жидкости требуется для замены
От 0,55 до 1,0 литра. Количество зависит от размеров авто, типа и устройства тормозной системы, и наличия системы ABS.
Какая тормозная жидкость подходит для авто
Тормозная жидкость для автомобилей обозначена маркировкой DOT. По категориям они делятся на силиконовые и гликолевые. Первые считаются долговечными, поэтому владельцы стараются залить их в любой автомобиль. Это неправильно. Тормозная система разработана производителем для работы с определенной жидкостью. Надо следовать рекомендациям бренда.
Виды тормозной жидкости:
- Тормозные жидкости на основе гликоля и полиэфирной борной кислоты. Составы класса DOT1, DOT3 и DOT4. Срок службы 2 года. Могут впитывать воду больше положенного.
- Тормозные жидкости силиконовые — DOT1/ABS и DOT5. Срок службы 5 лет. Впитываю воду по минимуму.
Наиболее популярные составы тормозной жидкости:
DOT3
Светло-желтая гликолевая тормозная жидкость для автомобилей с максимальной скоростью 160 км/час. У транспорта должны быть дисковые тормоза на передней оси и барабанные — на задней.
DOT4
Желтая тормозная гликолевая жидкость для авто с максимальной скоростью 220 км/час. Для транспорта с дисковыми вентилируемыми тормозами.
DOT5
Темно-красная силиконовая тормозная жидкость используется для класса спортивных и гоночных автомашин.
DOT5.1
Светло-коричневая силиконовая тормозная жидкость для гоночных авто, эксплуатируемых в экстремальных условиях, когда температура кипения достигает критической отметки.
Замена тормозной жидкости с АБС и без
Замена тормозной жидкости с АБС или без этой системы можно осуществлять своими руками. Все зависит от расположения узлов. Если гидроаккумулятор, насос и клапаны АБС являются одним узлом, то замену возможно произвести самостоятельно. Если нет — только на СТО.
Инструменты
Замену тормозной жидкости рекомендуется осуществлять вдвоем. Для этого необходимо сразу приготовить, чтобы потом не искать:
- Специальный зажимной ключ на 8 и на 10
- Сухую ветошь
- 4 резиновых шланга
- Ведро или другую емкость, лучше прозрачную
- 4 пластиковые бутылки 0,5 л
- Купленную тормозная жидкость
Проверьте жидкость на качество. Она должна быть прозрачной, однородной по массе, без осадка.
Поэтапная схема, как поменять тормозную жидкость
Замена тормозной жидкости своими руками начинается с заезда на эстакаду или другую возвышенность, чтобы доступ к тормозным цилиндрам был открытым. В работе используется последовательная или параллельная технология.
Последовательный способ
- Снимаем все 4 колеса
- На штуцеры тормозных цилиндров закручиваем головки шлангов. Свободные концы опускаем в пластиковые бутылки
- Из расширительного бака выкачиваем тормозную жидкость с помощью шприца
- Наполовину открываем штуцеры, чтобы жидкость несильным потоком начала течь в бутылки
- После того, как выкачали шприцем старую жидкость из расширительного бака, заливаем туда новую. Нельзя, чтобы воздух попал в тормозную систему
- Теперь внимательно следите за старой тормозной жидкостью, которая выливается по шлангам в бутылки. Увидели, что начинает капать новый состав, который вы залили, сразу закрывайте штуцеры. Это легко определить, по цвету она будет совсем другая. Объем старой жидкости в бутылках бывает до 300 грамм
- Герметично затягиваете штуцер и надеваете защитные колпачки
- Доливаем оставшуюся жидкость в расширительный бачок до указанного максимального уровня.
Параллельный способ
Метод редко выполняется своими руками, так как занимает больше времени и более трудоемкий, но, зато, работать можно одному.
- Отвинчиваем все штуцеры на тормозных цилиндрах
- Опустошаем тормозную систему от старой жидкости
- Закрываем штуцеры
- Заливаем новую ТЖ и одновременно начинаем прокачку тормозной системы.
Обязательная прокачка тормозной системы
Если замена тормозной жидкости была произведена самостоятельно, то за этим следует прокачать тормозную систему. Для этого:
- Проверяем герметичность всех элементов системы
- Закрепляем шланг на штуцере и опускаем в тормозную жидкость
- Просите помощника нажимать на педаль тормоза чтобы создать уровень давления
- Вы, когда помощник нажимает на педаль, откручиваете штуцер наполовину. Когда педаль дошла до состояния «в пол», закручиваете обратно. И так несколько раз
- Обращаете внимание на жидкость, которая перемещается по шлангу. Когда пузырьки воздуха внутри исчезнут, тогда прокачка завершена.
Вовремя замененная тормозная жидкость — это слаженная работа тормозной системы без отказа. Безопасность на дорогах превыше всего и она в ваших руках!