Замена тормозной жидкости своими руками: зачем и как часто

При покупке автомобиля в салоне, владельцу предоставляется сервисная книжка, с которой, впоследствии, проходят техосмотр. В нее заносятся данные о транспортном средстве и памятка для водителей. В ней указано, что замена тормозной жидкости должна производиться обязательно. Это первая заповедь водителя или владельца автомобиля. Но они пренебрегают правилом, предпочитая просто доливать жидкость, не производя замены.

Как часто менять тормозную жидкость

Процедура проводится 1 раз в 2 года. Несложные действия, которые владелец может осуществить самостоятельно. Есть еще одна формула, взятая за основу. Периодичность замены тормозной жидкости производится при пробеге в 30-40 тысяч км.

Почему тормозная жидкость нуждается в замене

Средняя температура нагрева тормозной жидкости +150°С в городских условиях. Температурой кипения являются показатели +205°С или +265°С в зависимости от марки транспорта. Тормозная жидкость в процессе эксплуатации поглощает воду. Если процент лишней жидкости составит 2-3%, то температурой кипения становится уже температурой нагрева. То есть, она закипает уже при +150°С вместо +205°С. Это приводит к неисправности работы тормозов. Педаль начинает проваливаться, срабатывать не сразу, что чревато аварийными ситуациями. Вот почему так важно менять тормозную жидкость надо на основе рекомендаций производителя.

Как же вода попадает в тормозную жидкость

Тормозная система герметизирована. Откуда появляется вода? Тормозная жидкость постоянно разогревается, что сопровождается расширяющим действием. Зимой бачок, где она находится, снаружи замерзает. Чтобы выровнять давление разогретой жидкости и холодной емкости, вентиль впускает холодный воздух, из которого выделяются капли воды (конденсат).

Когда требуется замена тормозной жидкости

О необходимости замены тормозной жидкости раз в два года было сказано выше. Есть еще 3 случая, когда процедуру надо производить вне зависимости от пробега:

  1. Если автомобилем не пользовались 1-2 года, и он неподвижно стоял в гараже
  2. Во время ремонта механизмов могла произойти разгерметизация
  3. Если тормозная жидкость загрязнилась или переувлажнена.

Как проверить, нужно ли менять тормозную жидкость

Перед заменой тормозной жидкости можно проверить качественный состав, чтобы понять необходимость процедуры. Для этого берем электронный тестер и замеряем температуру рабочей тормозной жидкости. Градации эффективности таковы:

  • +175°С и выше — все в порядке, ничего не надо делать
  • +165°С — еще терпимо, но в скором времени замена потребуется
  • +150°С — срочно требуется замена.

Сколько тормозной жидкости требуется для замены

От 0,55 до 1,0 литра. Количество зависит от размеров авто, типа и устройства тормозной системы, и наличия системы ABS.

Какая тормозная жидкость подходит для авто

Тормозная жидкость для автомобилей обозначена маркировкой DOT. По категориям они делятся на силиконовые и гликолевые. Первые считаются долговечными, поэтому владельцы стараются залить их в любой автомобиль. Это неправильно. Тормозная система разработана производителем для работы с определенной жидкостью. Надо следовать рекомендациям бренда.

Виды тормозной жидкости:

  • Тормозные жидкости на основе гликоля и полиэфирной борной кислоты. Составы класса DOT1, DOT3 и DOT4. Срок службы 2 года. Могут впитывать воду больше положенного.
  • Тормозные жидкости силиконовые — DOT1/ABS и DOT5. Срок службы 5 лет. Впитываю воду по минимуму.

Наиболее популярные составы тормозной жидкости:

DOT3

Светло-желтая гликолевая тормозная жидкость для автомобилей с максимальной скоростью 160 км/час. У транспорта должны быть дисковые тормоза на передней оси и барабанные — на задней.

DOT4

Желтая тормозная гликолевая жидкость для авто с максимальной скоростью 220 км/час. Для транспорта с дисковыми вентилируемыми тормозами.

DOT5

Темно-красная силиконовая тормозная жидкость используется для класса спортивных и гоночных автомашин.

DOT5.1

Светло-коричневая силиконовая тормозная жидкость для гоночных авто, эксплуатируемых в экстремальных условиях, когда температура кипения достигает критической отметки.

Замена тормозной жидкости с АБС и без

Замена тормозной жидкости с АБС или без этой системы можно осуществлять своими руками. Все зависит от расположения узлов. Если гидроаккумулятор, насос и клапаны АБС являются одним узлом, то замену возможно произвести самостоятельно. Если нет — только на СТО.

Инструменты

Замену тормозной жидкости рекомендуется осуществлять вдвоем. Для этого необходимо сразу приготовить, чтобы потом не искать:

  • Специальный зажимной ключ на 8 и на 10
  • Сухую ветошь
  • 4 резиновых шланга
  • Ведро или другую емкость, лучше прозрачную
  • 4 пластиковые бутылки 0,5 л
  • Купленную тормозная жидкость

Проверьте жидкость на качество. Она должна быть прозрачной, однородной по массе, без осадка.

Поэтапная схема, как поменять тормозную жидкость

Замена тормозной жидкости своими руками начинается с заезда на эстакаду или другую возвышенность, чтобы доступ к тормозным цилиндрам был открытым. В работе используется последовательная или параллельная технология.

Последовательный способ

  1. Снимаем все 4 колеса
  2. На штуцеры тормозных цилиндров закручиваем головки шлангов. Свободные концы опускаем в пластиковые бутылки
  3. Из расширительного бака выкачиваем тормозную жидкость с помощью шприца
  4. Наполовину открываем штуцеры, чтобы жидкость несильным потоком начала течь в бутылки
  5. После того, как выкачали шприцем старую жидкость из расширительного бака, заливаем туда новую. Нельзя, чтобы воздух попал в тормозную систему
  6. Теперь внимательно следите за старой тормозной жидкостью, которая выливается по шлангам в бутылки. Увидели, что начинает капать новый состав, который вы залили, сразу закрывайте штуцеры. Это легко определить, по цвету она будет совсем другая. Объем старой жидкости в бутылках бывает до 300 грамм
  7. Герметично затягиваете штуцер и надеваете защитные колпачки
  8. Доливаем оставшуюся жидкость в расширительный бачок до указанного максимального уровня.

Параллельный способ

Метод редко выполняется своими руками, так как занимает больше времени и более трудоемкий, но, зато, работать можно одному.

  1. Отвинчиваем все штуцеры на тормозных цилиндрах
  2. Опустошаем тормозную систему от старой жидкости
  3. Закрываем штуцеры
  4. Заливаем новую ТЖ и одновременно начинаем прокачку тормозной системы.

Обязательная прокачка тормозной системы

Если замена тормозной жидкости была произведена самостоятельно, то за этим следует прокачать тормозную систему. Для этого:

  1. Проверяем герметичность всех элементов системы
  2. Закрепляем шланг на штуцере и опускаем в тормозную жидкость
  3. Просите помощника нажимать на педаль тормоза чтобы создать уровень давления
  4. Вы, когда помощник нажимает на педаль, откручиваете штуцер наполовину. Когда педаль дошла до состояния «в пол», закручиваете обратно. И так несколько раз
  5. Обращаете внимание на жидкость, которая перемещается по шлангу. Когда пузырьки воздуха внутри исчезнут, тогда прокачка завершена.

Вовремя замененная тормозная жидкость — это слаженная работа тормозной системы без отказа. Безопасность на дорогах превыше всего и она в ваших руках!