Как быть если из системы уходит антифриз?

Большинство водителей хотя бы один раз сталкивались с проблемой утечки охлаждающей жидкости (ОЖ). Это влияет на работу двигателя, появляются дополнительные расходы. Если вы обнаружили что уходит антифриз, необходимо срочно отыскать неисправность.

Признаки утечки

Утечка жидкости может происходить по разным причинам. Основными признаками такой неисправности, считаются:

  • постоянное снижение уровня антифриза;
  • перестала работать печка;
  • происходит повышение температуры двигателя;
  • понизился уровень жидкости в расширительном бачке.

Исключением считается понижение объема антифриза в бачке. Это допустимо в процессе эксплуатации автомобиля.

Почему утекает охлаждающая жидкость, в чем причина?

Практически каждый автомобилист сможет самостоятельно определить явные причины утечки. На большинстве машин к ним можно отнести:

  1. Подтекает радиатор. Чтобы обнаружить неполадку, достаточно внимательно его осмотреть. Заглянуть под машину. В случае протекания жидкости, на земле появятся капли разного оттенка, в зависимости от вида жидкости. Они могут быть синеватыми, красными или зелеными.
  2. Неисправен радиатор отопителя (печки). Такую поломку сложно обнаружить самостоятельно, так как под днищем машины не будет никаких следов. Антифриз начнет скапливаться в салоне машины. Обнаружить причину можно только по особому сладковатому запаху.
  3. Износились шланги. Во время эксплуатации автомобиля постоянно изменяется температура жидкости. В результате повышается износ резиновых шлангов. Постоянное расширение или сужение приводит к разрыву.
  4. Патрубки получили повреждение. Износ патрубков происходит намного реже. Для изготовления патрубков используют композитные материалы, поэтому они редко изнашиваются. Их поломка возможно только при механическом воздействии.
  5. Вышла из строя помпа или термостат. От этих деталей зависит перекачка охлаждающей жидкости по системе. Утечка видна невооруженным глазом. Помпа, совместно с реостатом, не подлежит ремонту. Эти детали подлежат полной замене.Если в крышке расширительного бачка произошло повреждение резинки, возможен уход антифриза.

Перечисленные выше причины легко обнаружить при визуальном осмотре. Однако бывает утечка, связанная с более серьезными проблемами.

Прогорела прокладка блока

Вероятная причина такой утечки связана с повреждением прокладки ГБЦ (головки блока цилиндров). Она может прогореть или произойдет нарушение ее плотного прилегания к поверхности блока. Эта поломка происходит в основном после серьезного перегрева двигателя.

Когда антифриз попадает в цилиндры, выхлоп окрашивается в белый цвет. Такой оттенок дает сгорающая охлаждающая жидкость. Если установка прокладки была выполнена некачественно, при осмотре расширительного бачка, можно внутри обнаружить воздушные пузыри.

Последствия утечки

При выходе из строя системы охлаждения любого автомобиля, возможны серьезные последствия. Химический состав тосола или антифриза отличается своей агрессивностью. Эти жидкости весьма ядовиты. Поэтому в салоне автомобиля, где ее даже малое испарение, может привести к отравлению людей. Утечка приводит к поломке двигателя, его капитальному ремонту, что влечет за собой большие финансовые расходы

Как отыскать утечку

Так как ОЖ может начать уходить из различных мест системы, необходимо точно знать, где может находиться проблемный участок. Как его быстро обнаружить.

Осмотр патрубков

Места подтеков можно обнаружить, если внимательно осмотреть двигатель. При обильной утечке, они бросаются в глаза. Осмотр нужно начинать с патрубков. В большинстве автомобилей к ним можно легко добраться. Проверке подлежит каждый шланг, связанный с охлаждающей системой. Особенно если замена деталей проводилась очень давно.

Для проверки труднодоступных мест, можно воспользоваться небольшим зеркальцем. Повреждённые шланги обязательно нужно заменить. Даже при отсутствии подтеков, их необходимо внимательно осмотреть в профилактических целях.

При осмотре шлангов, дополнительно проверяются хомут и их крепление. В некоторых случаях, антифриз начинает утекать из-за слабой затяжки. Проблема решается очень просто. Необходимо сильнее подтянуть хомуты.

Картон – хороший помощник

Любая минимальная протечка легко определяется с помощью картона. Под двигатель кладется большой лист и оставляется на ночь. Утром можно будет увидеть лужицу или капли тосола. Место нахождения следов жидкости ориентировочно показывает, где происходит утечка. Обнаружить такое место будет намного проще.

Проверяем расширительный бачок

Существует несколько способов проверки бачка:

  1. Корпус хорошо протирают. Запускают двигатель, пока он не наберет рабочую температуру. После этого, осматривают корпус. Он не должен иметь подтеков.
  2. Ёмкость снимают, полностью выливают жидкость. Для проверки используют манометр, совместно с автомобильным насосом. Создается давление (одна атмосфера). Следят за показаниями манометра. Не должно быть никакого понижения давления.
  3. С помощью насоса можно создать давление, не снимая расширительный бачок. Таким способом можно обнаружить утечку намного быстрее.

Справка! Если использовать насос, можно провести диагностику полной системы охлаждения автомобиля.

Проверка крышки

Чтобы убедиться в нормальной работе клапана крышки, немного на холодном двигателе снять пробку и немного ее потрясти. Если внутри клапана начнет щелкать шарик, следовательно, крышка работает нормально. При отсутствии звука, необходимо хорошо промыть деталь. Если это не поможет получить положительный результат, крышку лучше заменить.

Флуоресцентные добавки

Этот оригинальный способ проверки системы охлаждения начал применяться несколько лет назад. В тосол добавляется специальная добавка, представленная в большом ассортименте. Для проверки используют ультрафиолетовую лампу.

Заводят двигатель и проверяют все места утечки, последовательно переходя от одной системы к другой. Подобная проверка считается самой эффективной. Она позволяет обнаружить скрытую утечку даже минимального ухода охлаждающей жидкости. Иногда ее невозможно обнаружить при визуальном осмотре.

Методика устранения утечки ОЖ

Утечка антифриза условно можно разделить на группы:

  • внутренняя;
  • внешняя.

В случае внутренней утечки, жидкость попадает в камеру сгорания. Это часто происходит при прогорании прокладки. Эта проблема исправляется достаточно легко. Снимается головка, устанавливается новая прокладка. В большинстве случаев, наблюдается внешние утечки. Появление медной пыли на бачке, говорит об утечки антифриза. Особенно часто ее можно увидеть на радиаторе.

Ремонт неисправного радиатора

Оптимальным вариантом восстановления является обращения в автосервис. Мастера найдут место утечки и по возможности его ликвидируют. Можно, конечно, попытаться отремонтировать радиатор своими силами, но бытовые способы помогут только в течение короткого периода.

Для этого сегодня существует большое количество разнообразных жидких добавок и герметиков.

Небольшую протечку можно попытаться закрыть герметиком. Миниатюрные трещины помогут удалить жидкие добавки, которые вливаются прямо в радиатор.Если деталь изготовлена из меди или латуни, ее можно запаять. Алюминиевый радиатор ремонтируется с помощью аргонной сварки. Однако с сильно проржавевшим металлом справиться не удастся. Никакая сварка, герметик и клей не помогут. Деталь нужно заменить.

Что делать с водяным насосом

Если в помпе обнаруживается протечка, отремонтировать ее очень сложно. Наилучшим решением будет установка новой детали.

Бачок системы охлаждения

Ремонт такой детали происходит очень редко. Если вы решили его заменить, необходимо обеспечить герметичность соединения шлангов. Это даст возможность свободному передвижению антифриза. Как результат, никогда не появится проблема недостаточного давления.

Ремонтируем шланги

Не стоит тратить время на ремонт резиновых изделий. Если один шланг лопнул, значит, получили повреждение также все шланги, расположенные рядом. Эти детали необходимо заменить. Очень часто шланг рвется в местах затяжки хомутами, особенно когда они кольцевого типа. Их нужно заменить червячными конструкциями. Они отличаются высокой надежностью и простотой установки.

Прокладка

Достаточно часто утечка ОЖ происходит из-за прокладок. Разжиженное масло негативно сказывается на работе подшипников двигателя. Поэтому внутренняя утечка тосола, считается очень опасной. Поврежденную деталь нужно заменить.

Когда протечка небольшая, можно воспользоваться клеем. Определить место утечки поможет проверка давления. Если в картер не попадает уходящая жидкость, можно продолжать движение до ближайшего СТО. Для большей безопасности можно попробовать уменьшить давление, аналогично дизельным установкам.

Полезные советы

Для предотвращения утечки охлаждающей жидкости, необходимо постоянно соблюдать несколько важных правил:

  1. На холодном двигателе постоянно проверять уровень масла, объем ОЖ.
  2. Регулярно проводить осмотр стыковых соединений шлангов системы охлаждения.
  3. Подтягивать ослабленные хомуты.
  4. В системе нужно использовать только ОЖ, соответствующей спецификации, указанной производителем в руководстве по эксплуатации. Если состав тосола будет отличаться, при смешивании возникает химическая реакция, которая может повредить сальники, а также все резиновые детали.

Если соблюдать эти нехитрые правила, практически полностью исключается появление утечки ОЖ.

Подведем итог

В случае обнаружения утечки, нельзя продолжать поездку. Это может привести к серьезным последствиям. Неисправность нужно попытаться исправить на месте.

Конечно, причины утечки могут быть разными. При острой необходимости можно воспользоваться холодной водой. Ее единичное использование не навредит машине. Намного страшнее ехать без охлаждающей жидкости.

Для зимней эксплуатации нужно обязательно пользоваться только специальной жидкостью, рассчитанной на низкие температуры.