Кипит антифриз

Многие автолюбители, особенно в жаркое время года, сталкиваются с ситуацией, когда двигатель перегревается, идёт пар и бурлит охлаждающая жидкость (ОЖ). Но далеко не все понимают, почему кипит антифриз в расширительном бачке или радиаторе и что делать в такой ситуации. Главное знать, что дальше двигаться нельзя.

Если слишком часто кипит тосол или антифриз, то это может свидетельствовать о проблемах в работе системы охлаждения двигателя. В последующем, это может стать причиной повреждения главного двигательного элемента автомобиля и привести к дополнительным тратам на ремонт. Ниже будет рассмотрены причины закипания охлаждающей жидкости и что делать, чтобы исключить такую ситуацию.

Причины кипения антифриза и способы решения

Термостат

Одной, из наиболее распространенных причин закипания антифриза, является неисправный термостат. Когда двигатель не прогрет, термостат находиться в закрытом состоянии и ОЖ двигается через рубашку двигателя, то есть по «малому кругу». После того, как ОЖ нагрелась, примерно до 85 градусов Цельсия, термостат открывается и переводит циркуляцию антифриза по «большому кругу», те есть задействовав радиатор. Исправный термостат регулирует циркуляцию жидкости таким образом, чтобы температура в системе охлаждения не превышала заданных параметров. Но, неисправный или засоренный термостат может не открываться, ОЖ будет двигаться по «малому кругу», игнорируя основной радиатор, что приведет к закипанию антифриза, его расширению и выбросу.

Если мотор кипит, а радиатор при этом холодный, то причина, скорее всего кроется в неисправном термостате, который необходимо заменить, так как он не ремонтопригоден.

Радиатор

При несвоевременном обслуживании системы охлаждения и в процессе эксплуатации внутреннее пространство радиатора может забиться различными отложениями и солями. Также, может быть забита решётка радиатора различным мусором, насекомыми или пухом, или сам радиатор поврежден механически. Все это ведёт к нарушению теплоотвода и закипанию антифриза в машине.

Чтобы этого не происходило, нужно своевременно менять охлаждающую жидкость и промывать систему охлаждения двигателя специальными средствами. Также, необходимо очищать соты специальными моющими растворами, не используя при этом мойку с высоким давлением, так как можно погнуть соты. При повреждении радиатора необходимо снять его и по возможности отремонтировать. Если ничего не помогло, а проблема кроется в радиаторе, то придется заменить его.

Помпа

Задачей помпы является прокачка антифриза по системе охлаждения. При несвоевременной замене или при использовании некачественной альтернативы, помпа может заклинить или произойдет разрушение крыльчатки. При поломке насоса циркуляция охлаждающей жидкости прекращается, двигатель быстро и сильно нагревается, что приводит к кипению ОЖ.

Обычно ресурса помпы хватает надолго — 100 — 150 тысяч км. При появлении подтёков на сальнике помпы необходимо провести диагностику узла и при необходимости заменить деталь. В этом случае, недопустимо заводить двигатель и двигаться на авто.

Антифриз

Если в систему залит некачественный антифриз, или его уровня недостаточно для обеспечения надлежащего охлаждения двигателя, то ОЖ будет кипеть. Поддельный тосол, как правило, разбавленный водой, может кипеть уже при температуре в 100 градусов Цельсия, а температура закипания качественного антифриза должна быть не меньше 115 градусов Цельсия. Также, со временем, антифриз теряет свои эксплуатационные свойства, при этом понижается и температура кипения.

Также кипение ОЖ может происходить из вспенивания антифриза. Это может случиться из-за некачественной ОЖ, или смешивания несовместимых антифризов, тосола с антифризом, трещины в блоке или повреждения прокладки головки блока цилиндров, из-за чего воздух попадает в систему и может образоваться пена.

Чтобы избежать вышеперечисленных неприятностей необходимо регулярно проверять уровень антифриза и правильно заливать только качественную охлаждающую жидкость. Желательно использовать ОЖ, которую рекомендует завод-изготовитель транспортного средства и не допускать смешивание несовместимых антифризов. Также, важно следить за состоянием и вовремя обслуживать систему охлаждения.

Вентилятор радиатора

При достижении определенной температуры срабатывает датчик и включается вентилятор охлаждения радиатора. Как правило, это происходит в жаркое время года или при стоянии в «пробке». При помощи нагнетаемого вентилятором воздуха, радиатор более эффективно отводит тепло из системы, благодаря чему двигатель не перегревается. Если вентилятор не срабатывает, то двигатель может закипеть.

Если на приборной панели видно, что температура достигла критической отметки, а вентилятор не вращается, то необходимо устранить неисправность. Как правило, сам вентилятор ломается редко. Причина может крыться в сгоревшем предохранителе, поврежденной проводке или изоляции, или вышедшем из строя реле.

Датчик температуры

Датчик температуры не только информирует водителя о нагреве антифриза на приборной панели, но и передаёт сигнал для включения вентилятора радиатора охлаждения. Сам по себе датчик довольно надёжный элемент, но при длительной эксплуатации авто, может выйти из строя, что приведет к перегреву двигателя. Если реле, проводка и вентилятор исправны, то стоит продиагностировать датчик температуры и при неисправности заменить его.

Воздушная пробка

Если произошла разгерметизация и образовалась воздушная пробка, то падает давление и уровень в системе, а также понижается температура кипения антифриза. Вследствие этого, система охлаждения не сможет должным образом охлаждать двигатель и антифриз начнет кипеть.

При образовании разгерметизации необходимо удалить воздушную пробку и устранить причину ее образования. Также, надо периодически следить за уровнем антифриза и за состоянием патрубков и крепящих хомутов.

Крышка и воздушный клапан

В крышке радиатора находится специальный клапан, задачей которого является поддержание оптимального давления в системе. Нагреваясь, антифриз расширяется и в системе создаётся давление. Если клапан неисправен или пропускает крышка расширительного бачка, то может произойти разгерметизация системы и образование воздушной пробки, что, в дальнейшем, приведет к перегреву двигателя.

Клапан должен открываться при определенных значениях давления. Обычно, он ломается довольно редко, но всё-таки это случается, в частности, из-за некачественных деталей. Также, со временем, может начать пропускать крышка расширительного бачка. Необходимо проверить клапан на работоспособность в специализированном сервисе или самостоятельно, а также, осмотреть и проверить на герметичность крышку, и при неисправности — заменить непригодные элементы.

Прокладка ГБЦ

Бурление антифриза в бачке может происходить из-за поврежденной или прогоревшей прокладки головки блока цилиндров, в редких случаях — из-за микротрещины в блоке или головке блока. В этом случае, в расширительном бачке будут пузыри с характерным запахом выхлопных газов, в антифризе будут видны следы масла, уровень ОЖ будет падать, а из выхлопной трубы будет «валить» белый дым.

При наличии таких симптомов необходимо снять головку блока цилиндров и проверить состояние прокладки, которую затем следует заменить. Проверить наличие микротрещин своими руками проблематично и придется воспользоваться услугами специализированного сервиса.

Как правило, причина кипения антифриза одна, но в редких и запущенных случаях бывают сложные ситуации, когда из строя выходит не один узел. Главное надо помнить, что движение на автомобиле с кипящей ОЖ недопустимо. Также, нельзя открывать крышку расширительного бачка или радиатора при кипящем тосоле, так как высокая температура ОЖ под давлением может причинить увечья.

Что делать если кипит антифриз

Если при движении по дороге или стоянии в пробке из под капота начал выходить пар, а стрелка температуры ОЖ поднялась выше нормы, то сразу возникает вопрос — что делать, если кипит антифриз (тосол)? В таком случае — главное не паниковать и быстрее предпринять действия, направленные на уменьшение негативных последствий от перегрева и исключения из образования.

Если закипел мотор, то в первую очередь необходимо:

  • при движении автомобиля — прекратить нагрузку на двигатель и, включив нейтральную передачу, не сбрасывать резко скорость, давая встречному потоку воздуха охлаждать радиатор
  • включить печку на максимум и открыть окна. Это позволит немного охладить систему и отвести тепло от основного радиатора
  • если имеется возможность, то необходимо остановиться в тени и исключить попадание прямых солнечных лучей. Затем, выключить двигатель и включить зажигание чтобы печка работала 5-10 минут
  • выключить зажигание, открыть капот и дать двигателю остыть
  • отбуксировать автомобиль для выявления причины перегрева и устранения неисправности
  • если нет возможности эвакуировать машину, то следует долить в систему антифриз или дистиллированную воду, убедившись что двигатель остыл. Нельзя заливать воду в горячий двигатель, так как из-за большой разницы температур можно повредить головку блока (трещины). Также, следует учесть, что добавляя воду, концентрация антифриза упадет, что ухудшит свойства охлаждающей жидкости
  • завести машину и, включив печку, продолжить движение. Необходимо внимательно следить за температурой ОЖ и при достижении 90 градусов, остановить машину и дать двигателю остыть.

Далее, необходимо отогнать машину в сервис специалисту для поиска и устранения неисправности. После ремонтных работ нужно заменить антифриз, так как ОЖ потеряла свои эксплуатационные свойства.

Что запрещается делать при кипящем двигателе

Есть несколько рекомендаций того, чего не надо делать при кипящем антифризе в расширительном бачке или радиаторе, дабы исключить травмы и снизить риск повреждения двигателя, и траты на последующий ремонт. Для этого:

  • не касайтесь горячих деталей, дайте время двигателю остыть
  • если идёт пар или бурлит тосол нельзя открывать крышку радиатора или расширительного бачка, лучше выждать какое-то время
  • не лить на или в двигатель холодную воду
  • не глушить двигатель сразу после остановки, а дать мотору немного поработать, чтобы помпа прокачала ОЖ по системе и не произошло локальных перегревов
  • не давать большую нагрузку на двигатель и постараться не превышать значения 1000 об/мин.
  • исключить нагрев двигателя выше температуры 90 градусов после того, как мотор был остужен и была залита вода.

Эти рекомендации помогут избежать критических последствий перегрева двигателя и позволят сэкономить на последующем ремонте или исключить его.

Последствия перегрева двигателя

Степень влияния негативных факторов от перегрева мотора будет зависеть от того, как сильно и как долго двигатель был подвержен критической температуре. Также, последствия закипания антифриза будут зависеть от самого двигателя: конструкции, массы и мощности. Последствия от перегрева двигателя можно разделить на три степени:

  1. Лёгкая. Двигатель подвержен влиянию высокой температуры в течение 10-15 минут. В этом случае поршни могут немного оплавиться или нарушиться их геометрия. Если вовремя заметить перегрев и устранить причины, то можно избежать серьезных последствий.
  2. Средняя. В этом случае перегрев длится 20-30 минут. При температуре свыше 120 градусов может повести головку блока цилиндров или в ней возникнут трещины. Также, возможны прогорание прокладки ГБЦ, разрушение межкольцевых перегородок в поршне или повреждение сальников. В этом случае придется делать капитальный ремонт двигателя.
  3. Тяжёлая. Двигатель подвергается критическому нагреву более получаса, что влечет за собой устрашающие и фатальные последствия. В этом случае страдают все детали и двигатель может попросту лопнуть. В первую очередь прогорают и плавятся поршни, из-за чего машина может заглохнуть. Масло быстро сгорает, теряя свои свойства, что сильно увеличивает износ трущихся деталей. Мелкие детали плавятся и попадают на коленвал, вылетают клапанные гнезда, из-за чего вал может погнуться или сломаться. Это также, может привести к пробою стенок блока цилиндра. В этом случае «капиталкой» уже не отделаться — мотор подлежит замене.

Как видно, последствия перегрева двигателя могут быть очень неприятными и сулить автовладельцу дорогостоящий ремонт. Поэтому, так важно следить за состоянием системы охлаждения двигателя и вовремя предпринять правильные меры, чтобы исключить возникновение ситуации или свести к минимуму негативные последствия, когда кипит тосол. Во время движения необходимо не забывать следить за показаниями температуры, а почувствовав запах антифриза — провести осмотр или ревизию системы охлаждения.