Как промыть систему охлаждения двигателя

В процессе эксплуатации, качество охлаждающей жидкости снижается и система засоряется различными отложениями. Если антифриз (тосол) в расширительном бачке или радиаторе имеет тёмно-коричневый цвет и масляные пятна, то вывод один — требуется замена охлаждающей жидкости и промывка системы охлаждения двигателя. Проделать это своими руками под силу даже начинающему автолюбителю, важно лишь знать: как правильно промыть систему охлаждения и чем это сделать.

Промывка системы охлаждения

Зачем и когда промывать систему охлаждения

Некоторые водители иногда задумываются — нужно ли промывать систему охлаждения двигателя или нет? Ведь там, по сути, просто циркулирует жидкость в замкнутой системе и уводит тепло от камер сгорания в окружающую среду. Есть автолюбители, которые считают, что тосол — это не масло и регулярное обслуживание охлаждающей системы необязательно. Но в действительности это не так, и промывка системы охлаждения — обязательная процедура, и вот почему.

В современных машинах для отвода тепла от двигателя применяется антифриз или его советский аналог — тосол. Антифриз намного лучше воды благодаря своим физико-эксплуатационным качествам. Но, по истечению 2-3 лет регулярной эксплуатации автомобиля, антифриз теряет свои свойства и трансформируется в воду. Постепенно, в рубашке охлаждения образуются ржавчина, накипь, продукты разложения антифриза и резиновых изделий, что уменьшает сечение каналов и ухудшает отвод тепла. К признакам того, что система охлаждения загрязнена, можно отнести:

  • печка плохо греет
  • горит лампочка охлаждающей жидкости или радиатора (не на всех моделях)
  • постоянная работа вентилятора радиатора
  • перегревы двигателя или высокие показатели температуры охлаждающей жидкости
  • потемнение или помутнение антифриза.

Грязная система охлаждения

Специалистами рекомендуется чистить систему, когда производится замена охлаждающей жидкости, а именно, не реже чем через 3 года или 40-50 тыс. км. пробега или в случае повышения рабочей температуры и перегрева двигателя, плохой работы печки или всей системы. Более точные значения, когда менять антифриз и какой заливать, можно посмотреть в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. Замена антифриза без промывки системы может быть напрасна, так как новый чистый антифриз заливается в грязную систему и результатов это не даст. Поэтому, следует регулярно вовремя обслуживать и промывать систему охлаждения.

Как правильно промыть систему охлаждения своими руками

Промыть систему охлаждения можно на СТО или самостоятельно в домашних условиях, тем более, что специфического оборудования для этого не потребуется. Принцип действия будет один и тот же, лишь будет различаться время промывки и некоторые нюансы в зависимости от того, чем будет очищаться система: народными средствами или специальными промывочными компонентами. Как правило, применяя специализированное средство для очистки системы охлаждения, руководство по проведению работ можно найти на упаковке или ёмкости с промывкой.

Специальные промывочные средства можно разделить на 4 типа:

  • кислотные — хорошо справляются с ржавчиной и неорганикой
  • щелочные — хорошо отмывают известковый налет и органические соединения
  • двухкомпонентные — могут содержать и щёлочь и кислоту
  • нейтральные («мягкая промывка») — не содержат в себе агрессивных веществ и используются для профилактики, так как сильные загрязнения убрать не смогут.

Некоторые спец жидкости («мягкая промывка») заливают в радиатор или расширительный бачок и эксплуатируют автомобиль некоторое время (1-2 тыс. км.). Затем, сливается охлаждающая жидкость с блока и радиатора, заливается дистиллированная вода. Двигателю дается поработать на холостом ходу около 20 минут, чтобы вымыть остатки химии. После, сливается вода и если она чистая — заливается новый антифриз. Старый антифриз лить не допускается, так как в нем присутствуют мелкие грязные частицы и остатки которые вскоре опять засорят систему.

Есть спец жидкости, которые следует смешать с некоторым объемом дистиллированной воды и полученной смесью промывать систему. В таком случае, порядок будет следующий:

  1. Поставить авто на ровную поверхность, открыть капот и подготовить ёмкость для слива антифриза (10-20 литров)
  2. Открутить сливные пробки с блока цилиндров (если есть) и радиатора (расположена внизу, либо снять нижний патрубок), открутить крышки радиатора и расширительного бачка, и слить охлаждающую жидкость в ёмкость. По цвету и наличию примесей можно оценить степень загрязнённости системы
  3. Закрутить сливные пробки и залить в систему очищающий раствор, закрутить крышки радиатора и расширительного бачка
  4. Запустить двигатель и дать ему прогреться до полного открытия термостата, обычно около 20 минут, или то время, которое оговорено в инструкции по применению спецсредства
  5. Заглушить двигатель и дать жидкости немного охладиться, чтобы, в дальнейшем, не получить ожоги
  6. Слить промывку из системы вышеуказанным способом и залить дистиллированную воду, чтобы вымыть остатки раствора. Лить обычную воду противопоказано (на крайний случай ее можно прокипятить)
  7. Запустить двигатель и дать ему немного поработать, затем слить воду. Если сливаемая жидкость будет грязная, то процедуру промывки системы следует повторить, пока вода не будет прозрачной
  8. Залить новый антифриз согласно рекомендациям изготовителя и выгнать воздушную пробку.

На этом, промывка внутри системы окончена, но не стоит забывать, что для улучшения теплоотвода следует очистить решетку радиатора от грязи снаружи. Также, можно промыть радиатор и печку отдельно, в случае их сильного загрязнения.

Видео, как промыть систему охлаждения

Как правильно промывать систему охлаждения и для чего это необходимо делать, можно посмотреть в данном видео: