Замена масла в двигателе
Любому автомобилю время от времени требуется замена масла в двигателе. В вопросе о сроках обновления смазки и её качестве учитываются как рекомендации завода, который произвёл мотор, так и интенсивность его эксплуатации. При постоянных нагрузках, превышающих величины, допустимые автомобильной компанией, моторное масло в агрегате следует менять чаще.
Поменять масло в двигателе легко на любой станции технического обслуживания. Там для этого созданы все условия: оборудование, оптимизирующее процесс, толковые специалисты. Смущает здесь многих только высокая стоимость услуги. Единственный способ сэкономить — это взяться за дело самому.
Содержание
Как заменить масло собственными руками
Первое, что должен сделать водитель прежде чем заменить масло в двигателе самостоятельно — это:
- определиться с местом проведения работ
- снять старый масляный фильтр
- решить вопрос с предварительной промывкой двигателя — нужна ли она в данном случае
- купить новое масло, фильтр и, если нужно, промывочную жидкость
- подобрать весь инструмент, необходимый для работы, протирочный материал и ёмкость под масляную и промывочную отработку.
Наиболее удобными местами, где можно быстро поменять масло, являются ремонтная эстакада, электроподъёмник или гараж с ямой,
Замена масла без промывки выполняется поэтапно:
- Авто загоняется на яму или эстакаду
- Колёса блокируются: на «механике» — ручным тормозом, на «автомате» — установкой рычажка скоростей в положение «паркинг»
- Глушится двигатель
- Открывается моторный отсек
- После остывания мотора руками или с помощью специального ключа ослабляется в резьбе крепление масляного фильтра, тем самым понижая в моторном блоке давление атмосферного столба
- С горловины для залива масла на головке блока снимается запорная крышка (это также уменьшает атмосферное давление в двигателе и ускоряет процесс сливания старой смазки.
Далее водителем последовательно выполняются следующие действия:
- он перемещается под нижнюю часть автомобиля
- находит в поддоне картера сливное отверстие
- подставляет под него ведро или канистру
- соответствующим ключом сворачивает сливную пробку, вращая её против часовой стрелки и следя за сохранностью прокладки
- дожидается полного слития масла из картера
- вкручивает туда пробку обратно вместе с прокладкой
- выворачивает масляный фильтр до конца, выбрасывает в ведро с отработкой, туда же сливает масло из гнезда для фильтра.
После выполнения всех указанных выше мероприятий остаётся только вкрутить в моторный блок новый масляный фильтр и залить туда же свежее масло. Его количество зависит от рабочего объёма двигателя. В среднем это примерно 4 – 4,5 литра. Уровень заливаемого смазочного материала следует контролировать при посредстве щупа. Он должен быть примерно посередине между минимальной и максимальной отметкой.
ИМЕТЬ В ВИДУ!
В виду возможности соприкосновения с ещё горячим маслом работы следует выполнять только в плотных резиновых перчатках.
Как поменять масло без ямы
Как быть, если поблизости нет ямы и вообще никакого подобного сервиса? В таком случае старую смазку можно заменить где угодно, даже на обочине шоссе или просёлка. Понадобятся только, кроме инструмента, свежего масла и фильтра:
- Домкрат, чтобы приподнять моторный отсек на высоту, достаточную для манипуляций под авто. Можно выставить при этом передние колёса на камни, брёвна, любую подвернувшуюся подставку
- Плоская посуда для слива масляной отработки (подойдёт разрезанная вдоль 10-ти литровая канистра)
- Подстилка, чтобы не испачкаться при работе под машиной.
Такой способ — не самый удобный. Однако проблему он решит.
Экспресс-метод замены масла
Экспресс-замена масла в двигателе применяется в том случае, когда у водителя нет времени на полноценное проведение процедуры. Её особенностью является не полное избавление от старого масла через сливное отверстие в картере и заливка нового. Смазка в данном случае обновляется лишь частично через канал щупа, которым контролируется её уровень. Откачка производится шприцем Жане, имеющим объём 150 миллилитров или специальным вакуумным аппаратом.
Метод частичного обновления смазки — мера паллиативная, не дающая радикального эффекта. Отработка, остающаяся в картере и содержащая взвесь мелкой металлической стружки от трущихся деталей двигателя, при добавке туда свежего масла сразу же снизят его качество, уменьшат интервал замены масла в двигателе на 5 – 10 тысяч километров и увеличат риск частичного или полного выхода агрегата из строя. Для нормализации состояния маслопроводящей системы последующая замена должна выполняться в традиционном алгоритме.
Нужно ли менять масляный фильтр
При замене масла фильтр должен меняться всегда. Исключительными могут быть только два случая:
- Отсутствия нового фильтра
- Невозможности вывернуть старый в виду трудности доступа к детали или отсутствия инструмента для её выворачивания из моторного блока.
Последствия сохранения старого фильтра примерно аналогичны замене масла экспресс-методом. Отработанная смазка, содержащаяся в узле и пропитанные ей фильтрующие элементы, станут постоянным источником загрязнения свежего масла, снижения его качества и риска преждевременного износа ДВС.
Замена масла с промывкой мотора
Промывку двигателя при замене масла применяют не часто. Это довольно хлопотная процедура. Она имеет смысл только в особых случаях:
- после езды на масле неудовлетворительного качества или несвоевременного обновления смазки, противоречащего инструкции
- при покупке машины с рук во избежание несовместимости смазок, когда новый владелец не знает, каким маслом пользовался его предшественник, и не хочет рисковать
- при смене типа моторного масла для своего двигателя, например, переходе с полусинтетика на синтетик
- при смене брендов, чтобы исключить вероятность разницы в классе масла, его вязкости, наборе присадок, повышающих эффективность и долговечность смазки
- в целях очистки мотора, в том числе для снятия нагара с поршневых колец.
Чем промыть двигатель
Промывка двигателя при замене масла может быть произведена с помощью заливки в агрегат:
- смеси солярки с высокооктановым бензином или маслом
- масла, специально предназначенного для промывки
- «пятиминуток» быстрого действия.
Специальные средства для промывки изготовлены из минеральных масел, в которые добавлены щелочные присадки и другие активные вещества, способные растворить нагар на деталях мотора. Смазочными свойствами промывочные жидкости не обладают.
Смесь солярки с маслом легко приготовить самому, добавив при замене смазки примерно 50 грамм топлива на каждый литр масла. На таком «коктейле» двигатель нужно эксплуатировать день — два, избегая серьёзных нагрузок. Солярочный компонент при этом, воздействуя на стенки масляных каналов, достаточно эффективно удаляет с них различные наслоения. Минусом метода является воздействие солярки на масляные сальники. Они теряют свою упругость и разрушаются.
Масло, специально предназначенное для промывки, производится в виде 350-тимиллилитровых добавок, вливаемых в двигатель с отработанным, маслом и канистр по 4 – 5 литров. Использовав любой из этих вариантов, следует запустить двигатель и четверть часа эксплуатировать его на холостых оборотах. Затем мотор глушится, остывает. По обычной технологии с него полностью удаляется отработка, меняется фильтр и заливается новое масло.
«Пятиминутки» в настоящее время считаются наиболее эффективными средствами для экспресс-промывки двигателя. С их помощью можно в течение нескольких минут снять загрязнения с внутренних частей двигателя. Сальники и другие резиновые уплотнители при этом не страдают.
Впечатляющие достоинства промывки обусловлены:
- высокой степенью растворимости в моторном масле
- предельной концентрацией веществ, отмывающих нагар
- наличием присадки, защищающей резину от разъедания.
Последствия регулярной промывки двигателя
При всей своей эффективности даже лучшие из промывок в относительно отдалённой перспективе могут принести двигателю и его владельцу немало бед. Их моющие составляющие и присадки со временем оказывают на ДВС противоположное действие: они откладываются на стенках каналов и деталей в виде различных загрязнений, избавиться от которых удаётся иногда лишь с помощью механических средств.
В результате постоянного использования промывок могут выйти из строя:
- маслозаборник, сетка которого забивается смолоподобной отработкой моющих веществ
- центральная магистраль подачи масла, что приводит к общему падению давления в системе и риску заклинивания мотора
- поршневые кольца, которые закоксовываются в пазах своих поршней.
Состояние двигателя, подвергавшегося неоднократным промывкам, способны усугубить:
- его преклонный возраст
- пробег, значительно превышающий норму
- напряжённый график эксплуатации
- использование низкокачественных сортов моторного масла
- слишком большой интервал между заменами смазки.
Вместе с тем радикальная промывка мотора перед заливкой туда масла бывает полезной. Она целесообразна в случае первой промывки двигателя, долго находившегося в эксплуатации и никогда не подвергавшегося подобной процедуре. Для этого предварительно должна быть проведена тщательная очистка головки блока цилиндров и поддона картера от отложений. Иначе они могут быть растворены промывкой и загрязнить ДВС. Также, тщательная промывка мотора целесообразна в случае постоянного использования промывки одного типа, для обеспечения идеальной чистоты заливаемого впоследствии моторного масла.
Резюмируя сказанное, следует заметить, что промывка не является обязательной процедурой. При использовании сочетаемых марок масел достаточно произвести пару внеплановых замен, сократив интервал, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации двигателя, например, до 5 тысяч километров пробега.
Заключение
Чтобы определить, как часто надо менять масло в двигателе, нужно предварительно рассчитать режим его эксплуатации в каждом конкретном случае. Использовать для этого можно, например, такую таблицу: