Воздушный фильтр
Личный автомобиль давно перестал считаться роскошью. Владельцы с разной долей ответственности подходят к его эксплуатации, большинство внимательно следит за главными узлами и вовремя проводит ТО и замену необходимых расходников. Зачастую воздушный фильтр меняют только в том случае, когда его внешний вид становится весьма потрепанным. В то время, как эта деталь выполняет важные функции в работе транспортного средства.
Содержание
Какой воздушный фильтр для двигателя лучше
Конструкция очистительного элемента включает в себя пару уплотнителей, между которыми закреплен фильтрующий материал. Обычно прослойку делают из целлюлозного сырья, пропитанного средствами, которые защищают ее от воды, масла и сгорающих паров. За счет пористости материала частицы пыли застревают в верхней части, поэтому структура детали остается более чистой.
Современные производители используют синтетическую бумагу для своей продукции. Такие воздушные фильтры обладают хорошими характеристиками и дорогой ценой. Их волокна менее пористые, по этой причине грязь на них не задерживается, а оседает на поверхности. Замену следует производить, когда площадь фильтра забьется.
Функции воздушного фильтра (зачем нужен)
Для нормальной работы автомобиля ему нужно потреблять не только бензин, но и воздух. Этот ресурс расходуется в 1,5 десятка раз больше, чем топливо. Воздух участвует в процессе сгорания, помогает уменьшить шум работающего мотора и служит элементом охлаждения.
Даже там, где атмосфера отличается идеальной чистотой, в воздухе содержится минимальное количество примесей, что можно сказать про городские условия, в которых загрязнение воздуха стало экологической проблемой.
В процессе эксплуатации фильтра на нем оседают частички пыли и грязи из окружающей среды. Со временем поток, проходящий через соты автомобильной детали, уменьшается, а значит, сокращается объем поступающего воздуха. Как результат – неполное сгорание двигательной смеси, увеличение потребления бензина при снижении мощности мотора и рост концентрации ядовитых веществ в отработанных газах.
Чем грозит недостаточная фильтрация
Несвоевременная замена фильтрующего узла автомобиля может привести к попаданию воздуха в сам двигатель или моторное масло. Смазывающее вещество с загрязняющими частицами проникает в пространства между цилиндрами и поршнями, подшипники коленчатого вала и другие детали ТС, что влечет за собой их быстрый износ или непредвиденные поломки.
Оседание пыли на одном из датчиков электронных систем управления двигателем – сенсоре массового расхода воздуха – влечет за собой сбои в его работе. Ошибочные показания ДМРВ увеличивают расход нефтепродукта, снижают двигательную мощь и провоцируют выброс большого количества токсичных газов в окружающую среду.
Как выбрать
К вопросу выбора хорошего воздушного фильтра стоит подойти, внимательно изучив его технические характеристики. Очищение воздуха этим элементом достигает 99% без учета условий эксплуатации. От его работы напрямую зависит мощность двигателя и количество потребляемого топлива.
Сопротивление – скорость прохождения воздушных потоков через материал поверхности фильтра. Зависит от сырья, из которого он изготовлен и его размеров. В нормативных документах о требованиях к автомобильным фильтрам марки ВАЗ указано максимальное значение в 2,5 кПа. Большинство очистительных элементов соответствуют этому параметру.
Пылеемкость или способность пропускать/поглощать пыль. Значение определяется в процентном соотношении и варьируется от 1 до 99%.
Срок эксплуатации. В процессе работы поглощающие способности любого фильтра снижаются. Согласно инструкции, критическим значением является разрежение в 4,9 кПа.
Размеры детали также имеют важное значение для хорошей очистки и правильной работы двигателя. Особенно важен параметр высоты для того, чтобы при установке фильтра на место, он плотно прилегал, не давая загрязнениям миновать его. В руководстве каждого ТС обозначена информация о необходимых размерах узла.
Типы воздушных фильтров (материалы, форма, степени фильтрации)
Классификация воздушных фильтров разделяется по многим параметрам: размерам, материалам изготовления, формам конструкции, степени очищения воздуха.
Конструкция
Выделяют три вида очистительных элементов:
- Кольцевые, которые могут быть с каркасом или без него. Основой для кольцевого фильтра служит сетка из алюминия, располагающаяся с внутренней стороны. На внешней стороне каркаса крепится уложенный фильтрующий материал, а концы закрываются поролоном, который препятствует проникновению потоков мимо фильтра. Некоторые аналоги обладают предочистительными элементами, установленными перед основными.
- Цилиндрические имеют аналогичное кольцевым строение. Единственное отличие состоит в большей поверхности фильтрующего материала. Выпускаются только на каркасах.
- Панельные тоже могут быть каркасными или бескаркасными. Внутри основы располагается фильтрующий материал с большой площадью.
Материалы
Самые популярные основы для изготовления воздушных фильтров – это бумага, полиэстр и композитные материалы.
Волокна естественного происхождения, целлюлоза или бумага обладает несколькими плюсами – большой распространенностью, экономной ценой, хорошими эксплуатационными характеристиками, однако подлежит частой замене.
Волокна искусственного происхождения, или нетканый материал, способны удерживать загрязняющие частицы на всей своей поверхности, что значительно увеличивает их удельную поглощающую способность. При намокании сопротивление воздуху не снижается, что позволяет эксплуатировать их в разных погодных и дорожных условиях.
Многослойные композитные материалы по своим характеристикам занимают промежуточное место между бумагой и полиэстером.
Степень фильтрации
Существуют три типа фильтров, различающихся по степени фильтрации:
- Простые фильтры, в которых фильтрующий материал используется в количестве одного слоя.
- Для эксплуатации в условиях большой запыленности и отсутствия асфальтового покрытия рекомендуют использовать очистительные элементы, снабженные предочистителем – дополнительный слой материала, обычно синтетического, который располагается перед основным.
- Для спецтехники, работающей в сложных условиях, приобретают фильтры с циклонным вращением. Таким образом воздух обрабатывается перед прохождением через основной материал очистки.
Нулевые фильтры
Некоторые автовладельцы интересуются качеством очистки воздуха в ТС с помощью фильтров с нулевым сопротивлением, или «нулевиком». Предназначаются они для гоночных болидов с целью максимального уменьшения сопротивления входящим воздушным потокам. При его использовании мощность двигателя увеличивается на 3-5 ЛС. Для соревнований спортивных каров, когда счет идет на доли секунд, такие показатели могут оказаться существенными, однако для городских ТС вряд ли будут заметны.
Изготавливаются они из специальной многослойной ткани с масляной пропиткой или пористого полиуретана. Новые детали подлежат обязательной пропитке специальной защитной жидкостью, что влечет дополнительные расходы на их обслуживание.
Кроме того, характеристики фильтрации «нулевиков» очень малы. Они подлежат частой замене, если для гоночных машин ТО проводят после каждого соревнования, то бытовые автомобили обслуживаются гораздо реже. Забитый фильтр, как известно снижает мощность двигателя и пропускает частицы пыли в технические узлы, тем самым наносится вред эксплуатационным характеристикам.
Подделки
Регулярная необходимость в приобретении и замене расходных деталей на автомобили приводит к тому, что некоторые элементы подделывают. При приобретении воздушного фильтра нужно обращать внимание на некоторые детали, чтобы не быть обманутым и случайно не навредить конструкции своего автомобиля:
- Размер. Производители дают гарантию на соответствие заявленных параметров, поэтому при покупке можно удостовериться в их симметрии, измерив рулеткой.
- Бумага. Дефекты на материале – повод отказаться от использования детали. Кроме того, если автовладелец постоянно пользуется одной маркой, он наверняка знает качество, толщину и пористость используемой целлюлозы.
- Стоимость. Низкая цена в одной линейке должна насторожить покупателя.
- Масло. Смазывающий материал должен быть распределен равномерно в необходимых местах.
- Рельефный шрифт. Многие производители отмечают свою продукцию выступающими буквами и цифрами. Их наличие говорит в пользу оригинальности приобретаемой продукции.
- Уплотнитель. Каучуковый ободок на корпусе должен быть мягким, цельным и хорошо прилегающим.
Заключение
Приобретая запчасть для своего автомобиля, следует правильно выбрать форму и пропорции. Для дорогих марок автомобилей лучше отдавать предпочтение оригинальным товарам с гарантиями.